Что скрывается за зановесью Apple, Google, SpaceX?
Едва ли я сильно ошибусь, если скажу, что для подавляющего большинства айтишников работа в компаниях класса Apple/Google, представляется пропуском в рай на земле. Они изменили мир и покорили его (их продуктами пользуются миллиарды!), они в вечном поиске новых идей, им чужда рутина и стереотип «пять по восемь», их офисы больше походят на игровую площадку для детей, не желающих взрослеть, у штурвала стоят яркие личности, сделавшие себя сами, а забота о сотрудниках превосходит самые смелые мечты. Уверен, вы легко продолжите этот список. Собственно, потому туда так трудно и попасть, что очередь кандидатов на годы вперёд.
Но есть в этой благостной картине деталь, которая — если только вы пожелаете её заметить — заставляет насторожиться. Это рассказы немногочисленных, но не переводящихся людей, которые покинули «райские кущи» по своему желанию. И хоть трудились они в разных компаниях, рассказы их удивительным образом перекликаются — рисуя атмосферу и порядки, имеющие мало общего с той атмосферой разнузданного творчества, каковую обычно воображает аутсайдер. Не проходит года, чтобы воспоминания очередного бывшего сотрудника не вызвали бы маленький скандальчик, и на днях в эту копилку добавился очередной сюжет.
Автор его — некий Бен Фарелл: австралиец, имевший счастье отработать два года в корпорации Apple. Занимался он улучшением качества клиентского обслуживания в техподдержке, но, честно говоря, его специализация вторична по сравнению с теми вещами, которые он рассказывает о своём — теперь уже бывшем — работодателе. Фарелл натурально счастлив, что сбежал и остался в здравом уме. Его воспоминания хаотичны, эмоциональны, но это, в общем, естественно для человека, пережившего неожиданный сильный испуг и теперь пробующего объяснить, что же именно его напугало. Вот ссылка на его рассказ в оригинале, а ниже я попытаюсь выделить ключевые моменты.
Итак, первое: в Apple совершенно не уважают личную жизнь. Рабочий день не нормирован (шестнадцать часов в сутки плюс оперативки среди ночи — обычное дело), ты трудишься, живёшь и дышишь Корпорацией — и ничто не избавит тебя от этой повинности: ни болезнь, ни несчастный случай с родными, ни тем более ерунда вроде семейных торжеств. Фарелл получил запись в личное дело за то, что пропустил командировку, когда его беременная жена упала с лестницы. Был вынужден вести совещания по телефону даже во время официального отгула, трудиться над отчётами на больничной койке и утром собственной свадьбы. Для боссов Apple не существует понятия «дом»: они будут писать и названивать на личный мобильник, ставя новые и новые задачи, и требуя выполнения несмотря ни на что.
Отношения с начальством — и это пункт два — Бен описывает в самых жёстких выражениях. Начальник в Apple — царь и бог, он имеет над тобой абсолютную власть, диктуя, когда и где появиться, что делать и даже что именно говорить. Всё это следует понимать буквально: отчёты о проделанной работе для Фарелла обычно строились на формулировках, спущенных «сверху», но даже если ты не читаешь написанное по чьей-то указке, то всё равно всегда вынужден раболепствовать (он употребляет именно это слово), то есть демонстрировать что-то, выставляющее босса в лучшем свете.
И всё равно управленцы в Apple часто непоследовательны, непредсказуемы, капризны. Они могут потратить целый день на выявление «недостаточно лояльных» сотрудников (читай: способных сорваться на вышестоящего), и они же могут контролировать тебя каждые 15 минут, заставляя отчитываться, прижата ли твоя задница к стулу, грубо отчитать за минутное опоздание. Жаловаться через голову непосредственного начальника лучше и не пытаться: на пути встанет ещё один менеджер, о которого всё и разобьётся (и который предупредит, что в следующий раз «разговаривать с тобой будут уже по-другому»).
Что управленцы Apple обожают, так это отчёты (и это — пункт номер три). Если верить Фареллу, Apple не просто помешана на отчётах, Apple — это и есть отчёт. Он утверждает, что с самого низа компания культивирует практику подгона действительного под желаемое. Стандартная схема такова. Кто-нибудь из боссов выдаёт какую-нибудь красивую, хорошо продающуюся идею, после чего для её подкрепления находят и подгоняют цифры. Если подходящих цифр найдено быть не может, данные просто игнорируются. Иначе говоря, не имеет значения, насколько плохо идут дела в действительности, сырые факты сами по себе никогда за двери компании не просочатся. И подгону уделяется очень, очень, очень много времени: сотрудника дрессируют выставлять начальство и компанию только в хорошем свете, и тратят на это больше времени, чем на что либо ещё, включая и собственно работу. Ничего удивительного, что командный дух отсутствует как класс: он давно выгнил в атмосфере запугивания, интриг («подставь коллегу, продвинься по службе!»), манипуляций, мелочности, даже национализма (Фарелла третировали за австралийское происхождение).
Свои впечатления от работы в Apple Бен Фарелл суммирует словом «отвратительно». Насколько он убедителен — судите сами. В принципе, всё, изложенное им, можно списать на жёсткую дисциплину: возможно, он просто не выдержал напряжения. Но не забудьте и о том, что несоответствие нарисованного и действительного образов Корпорации регулярно отмечается не только отставными сотрудниками Apple, но и беглецами из других «райских кущ».
Вот бывший работник Google называет оставшихся там коллег несчастными винтиками в огромной машине. Вот другой экс-гугловец вспоминает о своей компании опять-таки как о гигантском механизме, управляемом лунатиками, помешанными на цифрах. А вот уже фейсбуковцы рисуют образ почти помешанного лидера, не дающего перевести дух. Все они, в общем, говорят об одном и том же: поступая в большую компанию, ты либо отдаёшь ей тело и душу, довольствуешься участием в общем деле, поступаясь личным счастьем, либо становишься изгоем, чужаком, обрекаешь себя на мучения.
Юристы, время от времени комментирующие воспоминания «бывших», высказываются в том смысле, что подобное отношение даёт работникам право судиться. Но если мне не изменяет память, со времён бума дот-комов никто из уволившихся по собственному желанию из Apple, Google, Facebook или им подобных, не рискнул такого процесса начать: вероятно, они просто трезво оценивают свои шансы засудить корпорацию, ворочающую миллиардами.
А историю продолжают писать. Вот свежайший отчёт очевидца, посетившего космическую фабрику Элона Маска. «Трудно не заметить, что все сотрудники в очень хорошем настроении — улыбаются, смеются, жестикулируют. Ничего удивительного: они строят ракеты, они помогают человечеству сделать следующий шаг, в самом воздухе здесь разлиты гордость и возбуждение». На спор: и года не пройдёт — найдётся беглец и из этого райского местечка.